Психодрама

Обучение Психодрамме:

Психотерапевтическая группа по психодраме и ролевому тренингу.

первое занятие состоится 5 и6 ноября 2011

Тренинг с применением ролевых игр и моделирования поведения применяется как самый эфективный метод работы в личностно-ориентированной терапии.

Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодраммы достигается за счет расширения ролевого репертуара, обучения спонтанности и гибкости мышления.

Через работу с этой методикой происходит развитие самоосознания человека, тоесть осознавая свои поведенческие роли мы познаем свое «Я». Потому как изучая то, как мы себя ведем, мы понимаем структуру своего восприятия и реагирования, находим важные схемы мышления, отслеживая и меняя которые, мы учимся жить поновому, так как давно хотели, но у нас не получалось.

Техники психодраммы позволяют продемонстрировать человеку его поведение как бы со стороны или символическим путем, что заставляет нас многое открыть в себе, переосмыслить.

Джекоб Леви Морено считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом: «Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира, свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и страхов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных конфликтов в том виде, в котором они существуют, дополняя свое исследование ранними впечатлениями и воспоминаниями».

Зная и правильно используя основные элементы психодрамы, техники и принципы построения психодраматического процесса:

- можно лечить, учить, воспитывать, стимулировать личностный рост, не зависимо от возраста, пола, социального положения т.п.;

- можно обнаруживать внутренние конфликты и тут же работать над ними, моделировать будущее, оплакивать утраты и открывать в себе новые возможности;

- через сценическое разыгрывание эпизодов жизни (прошлого, настоящего и будущего), используя свою спонтанность и креативность, можно войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут необходимыми в будущем.

Психодраму Морено рассматривал как цельный терапевтический метод, основанный на спонтанном действии и позволявший использовать все формы выражения душевного состояния: слово, мимику и символику жеста. "Достижение спонтанности и креативности" - основная цель психодрамы. Эти понятия в теории Морено являются центральными. В них он видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к запредельному. Только если спонтанность и креативность будут соответствовать внутренней динамике драматического действия, может произойти “естественный процесс исцеления” - процесс самоисцеления.

Работа в группе дает свой хороший эффект, так как группа отражает общество в миниатюре, в группе моделируется система взаимосвязей и взаимоотношений характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях тренингово взаимодействия поведения себя и других людей, порой не очевидные в житейских ситуациях. В группе участники получают возможность обратной связи и поддержки людей со сходными переживаниями.

Когда в группе на эмоциональном уровне прорабатывается особенно трудная проблема или серьезный конфликт, может случиться так, что окажутся затронутыми до сих пор неизвестные, а часто - даже опасные глубинные слои психики. В таком случае может оказаться полезным защищенное пространство психодрамы, в котором большое значение имеют надежность группы, определенная структура игры и ритуальность каждого совершаемого шага в процессе действия. Игра и ритуал являются элементами психодрамы, создающими как внешние рамки, так и внутренние связи, которые позволяют распознать скрытый смысл происходящего действия.

Питер Феликс Келлерман в своей книге «Психодрама крупным планом» предлагает следующее, на мой взгляд, полное, определение психодрамы.

«Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется при этом как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, то другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевленные объекты. Используется множество техник – обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг».

При получении психологической помощи через группу человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с разными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование связано с риском непонимания, непринятия и даже наказания, то тренинговые или психотерапевтические группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

Группа дает возможность репетиции поведения в тех или иных случаях с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь. В группе участники могут идентифицировать себя с другими «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. В результате отождествления себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему, возникают эмоциональные связи, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания. Участники группы не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды, если сочтут их приемлемыми для себя. Механизм идентификации, являющийся, как известно, одним из механизмов стихийного развития личности, становится в группе надежной опорой происходящих с людьми изменений.

Техники психодраммы позволяют продемонстрировать человеку его поведение как бы со стороны или символическим путем, что заставляет многое открыть в себе и переосмыслить.

Популярные сообщения из этого блога

О Нас

12 сценарных посланий/приказаний