Морено о психодраме

Морено выделяет несколько ролевых категорий. Первичные ролевые категории. Они являются результатом или этапами нормального ролевого развития индивидуума.

1.
      Соматические роли – первые в жизни человека. Нельзя сказать, что они являются сугубо соматическими, т.к. выполнение любой физиологической функции у человека всегда сопровождается психическим компонентом. Исполнение соматических ролей является не только залогом выживания организма, но и дальнейшего развития и перехода к другим ролевым уровням (например, сосание груди – чувство наслаждения – способность к любви).

2.
      Психические роли – психические корреляты соматических ролей. Они определяют характер исполнения соматических и социальных ролей.

3.
      Социальные роли – это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. Таким образом, социальные роли стереотипны.

4.
      Трансцендентные или интегративные роли – в них человек начинает идентифицировать себя со всем человечеством, приходит к общечеловеческому взгляду на мир и иные явления, поэтому часто их называют религиозными или этическими ролями. Соматические, психические и социальные роли психически здоровый человек считает менее важными, чем свою личность, однако, если же актуализируются интегративные роли, то они воспринимаются человеком как более важные чем его личность. 

Морено описывал еще и вторичные ролевые категории, куда относятся:

1.
      Психодраматические роли – все роли, в которых действует протагонист в психодраме, раскрывают человека в его индивидуальном своеобразии.

Консервированные роли – «консервы» - результаты творческого процесса, оторванные от места и времени творения, такие как произведения искусства, науки, а так же технические и материальные объекты, образцы и нормы поведения. Сохраненные благодаря техническим средствам и письму роли, есть консервированные роли (например, театральная или кино- роль). Ролевое развитие есть диалектический процесс, т.к. с одной стороны человек раскрывается и самоактуализируется в своих ролях, с другой стороны он сам возник и по настоящему свободен только вне ролей.
   

Стадии ролевого развития раскрывают нам внутренний механизм усвоения роли. То, каким образом развитие индивидуума происходит посредством присвоения различных ролей.

Морено выделяет 5 стадий ролевого развития:

1.
      Идентификация себя с миром – ребенок воспринимает другого человека, мать как чать самого себя. На этой стадии переживания мира нет еще дифференциации между «Я» и «Ты». Мать, которая угадывает все желания ребенка и выполняет нужные ему действия, как бы является продолжением его самого. Ребенок, как бы, управляет миром по своему желанию ( в качестве мира выступает мать, поэтому эта стадия и названа автором первичной вселенной). С психологическими феноменами, описанными на этой стадии, связана базовая психодраматическая техника – дублирование. 

В процессе дублирования другой член группы, выполняющий функцию дубля, выражает чувства главного героя, отрешившись от собственных переживаний и чувств. Дубль, словно доверяющая своему чутью мать, предается вчувствованию в ситуацию и переживаниям протагониста. Он говорит то, что протагонист в данной ситуации не может почувствовать и сказать из-за вытеснения и подавления части внутреннего мира. Высказывания дубля не воспринимаются как чужой голос, как нечто отдельное, они воспринимаются как свой внутренний голос, за счет чего восстанавливается целостность внутреннего мира главного героя. При этом протагонист, принимая верные высказывания дубля, развивает их в своем монологе.

2.
    Этап. Ребенок концентрирует свое внимание на особой чужеродной части самого себя – на матери – начинается процесс знакомство с ролью.

3.
    В континууме его переживаний эта чужеродная часть его самого начинает восприниматься как самостоятельная, и ребенок начинает подобно зеркалу отображать внешние проявления этой роли в своем поведении. Феномены этой стадии раскрываются в базовой психодраматической технике «Зеркало». При использовании этой техники другие участники группы стараются зеркально отобразить поведение клиента на сцене. Видя себя со стороны, клиент имеет шанс оценить непродуктивные и разрушительные стратегии взаимодействия с другими и изменить свое поведение.

4.
    На этом этапе ребенок не только воспринимает роли другого человека, но и может представить себя в этой роли и играть ее через внешнее подражание.

5.
    На этом же этапе ребенок уже способен ощутить внутренний опыт, чувства и переживания, стоящие за этой ролью. В силу этого он способен, находясь в роли другого человека, смотреть на самого себя глазами этой роли, воспринимать себя извне.

    Четвертый и пятый этапы ролевого развития соответствуют технике «Обмен ролями». В этой технике человек вживается в роль другого, чью роль он играет и пытается взглянуть на себя со стороны.

     Ролевое развитие по мысли Морено, проходит следующие этапы:

1.
      Первичное интеракциональное единство матери и ребенка;

2.
      Интерес к матери, на которую ребенок обращает внимание;

3.
      Наблюдение за ситуацией взаимодействия с матерью, проявляющимися в ней отношениями;

4.
      Подражание увиденным отношениям и взаимоотношениям;

5.
      Интериоризация ролей в качестве собственных способов реагирования и переживания;

6.
      Обмен ролями.

Сложность и травматичность ситуации  заключается не столько в факте , что родители этим занимаются, сколько в  сопутствующим вторжению эмоциональном состоянии всех участников сцены, а так же в обычно неверной интерпретации увиденного ребенком. Именно по этому необходим разговор с ребенком. Но предварительно необходимо соблюсти несколько условий реагирования.
1)      Важно помнить, что на стрессовую ситуацию мы реагируем сначала непосредственно, то есть у нас возникают определенные эмоции
Родители – фрустрация от потери возбуждения, стыд, страх, агрессия, обида, чувство вины
Ребенок – интерес, страх, чувство вины, агрессия, обида, непонимание, удивление
2)      важно помнить что в считанные секунды, прежде чем мы отреагируем, мы должны переработать свои чувства и  заменить свою непосредственную реакцию на педагогически приемлемую.
3)      Важно помнить, что ребенок не сможет самостоятельно переработать свою непосредственную реакцию и подобрать правильную интерпретацию произошедшему – наша задача ему в этом помочь

Популярные сообщения из этого блога

О Нас

12 сценарных посланий/приказаний