Теория развития личности по Эриксону.
1 стадия от 0 до 1года
Доверие-недоверие,
это отражается в будущем на социальном взаимодействии человека с окружающим
миром, в значительной степени зависит от проявляемой к младенцу заботой.
В последующих
стадиях развития это тоже продолжает формироваться.
2 стадия от 1года до 3лет.
Самостоятельность
и нерешительность, достижение равновесия.
Решающее
значение имеет насколько ребёнок активно познаёт окруж.действительность и
насколько он свободен в этом познании либо сильно контролируем.
3 стадия от3 до 6лет
Предприимчивость
и чувство вины.
Как в этой
стадии реагируют родители на затеи ребёнка, во многом зависит какое из этих
качеств перевесит в его характере.
4 стадия
от 6 до 11лет Умелость и
неполноценность
В этот период у ребенка обостряется интерес к
тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
Когда детей
поощряют мастерить и т.п.. когда им
разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты,
тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому
творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей
одно «6аловство» способствуют развитию у
них чувства неполноценности.
Наряду с семьей
важную роль в его развитии начинают играть и другие общественные
институты(школа, кружки). И от того какие отношения складываются там, как он
усваивает рабочий материал, так же отражается на его самооценке.
5 стадия
от 12 до 18лет. Идентификация личности
и путаница ролей
У подростка в
этот период возникают новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Подросток
способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения. Которые сулят
примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Для них в этот период
создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Перед
подростком, обретшим способность к обобщениям
встает задача объединить все, » что он знает о себе, все « роли» он должен собрать в единое целое,
осмыслить , связать с прошлым и проецировать в будущее.
Если из-за
неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу
идентификации и определить своё Я, то он начинает проявлять симптомы путаницы
ролей и уверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.
6 стадия
от 18 до 35лет. Ранняя взрослость.
Близость и
одиночество.
Под близостью
здесь понимается способность т заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным и без боязни
потерять при этом себя. Осознание собственных «границ», проявление своей личности и ценности других.
7 стадия
от 35лет до 49лет Взрослость
Общечеловечность
и самопоглощённость
Общечеловечностью
называется способность человека
интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться
над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего
мира.
У кого это
чувство сопричастности человечеству не выработалось, он сосредоточивается на
самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и
собственный комфорт.
8 стадия
от 50 лет Зрелость
Цельность и
безнадёжность.
Ощущение
цельности, осмысленности жизни возникает
у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Здесь проявляется
мудрость и ещё более глубокое понимание
транстендентальности.
Тот же, кому прожитая жизнь представляется
цепью упущенных возможностей охватывает отчаяние при мысли о том, как могла 6ы
сложиться, но не сложилась его жизнь.
В любом случае к
концу жизни человек оказывается снова перед пониманием своей индентичности «Я
есть то, что меня переживет».