О личности



Что такое Личность? Рано или поздно, но каждый начинает задумываться над этим вопросом. Эта тема является одной из центральных  и в психологии, её рассматривали все выдающиеся  психологи, разных стран и поколений. Говоря на эту тему мне хотелось бы привести высказывание В.П.Тугаринова: »личность – это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса». То есть в число признаков личности входят как индивидуальные качества, так и возможность их реализовать с разумностью и ответственностью принося пользу себе и другим.
Личность – это способ действий, образ бытия, а не раз и навсегда сформированное качество или структура.
Следовательно,  человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости.
Соответственно только совершая поступки  человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других Лиц. Ценностныё ориентиры обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность её поведения, постоянство взаимоотношений человека  с другими людьми.
Развитые ценностные ориентации, признак зрелой личности. Они  являются  важнейшими факторами в  мотивации поведения, лежат в основе поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора.
 Рассматривая  тему развития личности в современных условиях 21 века, мне хотелось бы рассмотреть, как складывалась перспектива развития на предыдущих этапах истории. Например, в средневековье  приоритеты личности диктовали строгие церковные каноны, от их выполнения зависел статус человека в обществе,  признание его как личности было пропорционально  насколько его мнение о мире и поведение в нём  совпадало с церковными нормами.
Позже когда в культуре многих государств решили заняться исследованием природы и развитием наук, реформаторы эпохи Ренессанса стремились показать, что существовавшие предрассудки и суеверия были от недостаточного интеллектуального  познания.  В те времена наука получила свободу изучать явления мира при условии если она  не затрагивала религию: отношения человека с Богом, с существами духовного мира и сверхъестественные феномены. Своё внимание наука на том этапе сфокусировала на изучении и преобразовании физического мира, были сделаны многие изобретения в области техники и открыты новые источники энергии. Следствием всех этих факторов стала Техническая революция, резко увеличившая выпуск товаров и сделавшая миллионы людей жителями  нового индустриального общества. Всвязи с техническим прогрессом  церковь еще более утратила свое влияние. Новая картина мира сильно изменив бытиё человека  постепенно вытеснила церковные воззрения, оказала сильное влияние на  вопрос: существует ли Бог и взаимоотношения с ним. Но это неизбежный этап эволюционного процесса, происходящий так же, как маленький ребёнок сначала полагаясь во всём на родителей, всё же должен делать самостоятельные шаги  в познании окружающего мира и взаимодействовать с ним, получая свой опыт ребенок,  таким образом,  развивается.
 Следующий этап развития подразумевает анализ предыдущего, через который  подросток берёт ценный опыт и  сам стремиться к познанию взрослой жизни, в которой ключевым моментом развития становиться понимание ответственности за свои слова и поступки. Так же и с человечеством, чем больше явлений физического мира открывали и познавали люди, тем больше этот мир казался предсказуемым и безопасным, а на психологическом уровне человеку хотелось больше отрицать то, что напоминало  тайну жизни. Такое стремление «отрицать» религиозную сторону бытия придало негативный   оттенок в понимании духовных сторон жизни.  Пожиная плоды индустриализации люди столкнулись с  пониманием того, что счастье это не только материальное благополучие и неустанный технический прогресс. Более того, технократические манипуляции с энергией, ресурсами и деньгами привели к созданию оружия массового поражения, к ущербному использованию окружающей среды, что в свою очередь способно разрушить жизнь на земле. К тому же в таком прогрессивном мире, так и не были разрешены конфликты социальных слоёв, предрассудки во взаимоотношениях  между мужчиной и женщиной, обретение истинного здоровья. Поэтому снова начался путь человека в свой внутренний мир. Каждая личность должна совершенствоваться и меняться, брать ответственность на разных уровнях жизни, и  только тогда  возможен переход общества на новый эволюционный уровень.
Начиная с 80-х  с ещё большей силой возрос интерес к изучению психологии: исследования взаимосвязей стресса и болезней, развитие потенциала личности, управление общественным мнением и т.д. Кроме того, на  Западе возник  широкий интерес к восточной философии и к натуральным методам лечения. Большую популярность получили такие практики  как йога, цигун, боевые искусства, практики медитации, рейки. Изучение этих  знаний дало более глубокое понимание, как этого мира, так  и проявлений вселенских принципов работы мироздания. Открыло новый уровень осознания того, что преобразование внешнего мира зависит от  разумности внутреннего мира человека и его осознанной связи с Божественным началом.
Делая новые шаги, изучая   жизнь со всех сторон, прогрессивная часть человечества подошла к тому, что сочетая  наиболее ценные факторы психическо-духовной сферы с результатами открытий в научной области, можно счастливо жить и прогрессировать на всех уровнях жизни.  Наша задача заключается в продолжение поиска всеобъемлющих и перспективных жизненных приоритетов. Индивидуальный вклад в коллективный разум  зависит от  уровня сознания каждого человека, то есть от правильно  понимаемых жизненных ценностей. История – это хроника протекания человеческих жизней во времени, и наша нынешняя жизнь есть отражение нашей коллективной жизни, как сказал один из великих психологов  Густав Юнг: « необходимо всегда помнить о том, что  каждый человек в известном смысле являет в своём лице всё человечество и его историю. Всё, что было возможно в масштабе всего человечества, в известном смысле возможно и для каждого человека. Что необходимо человечеству, точно так же необходимо и для отдельной личности...»  Любая мысль, решение и поступок, который мы совершаем каждый день, и создают нашу повседневную реальность. То, что мы думаем - наши убеждения создают  внутреннее энергетическое поле, неуловимое и скрытое от внешних глаз,  они являются главенствующими факторами определяющими движение нашей жизни.
Наиболее сложной задачей  для человека  является осознание  собственной шкалы ценностей, т. к она на протяжении жизни постоянно корректируется и происходящие ситуации дают возможность  нам своим поведение показать, что же для нас по настоящему ценно. Отношений к миру, к людям и себе,  образует в своем единстве нравственную позицию.
 Давайте рассмотрим смысловые уровни личности, исследованные  в психологии:
1.Эгоцентрический уровень, в  котором исходным моментом являются личная выгода, удобство, престиж и т.п. При этом все остальные люди ставятся в зависимость от этих  отношении, рассматриваются как помогающие(удобные).
2.Группоцентрический, определяющим смыслом является
близкое окружение человека, группа, с  которой он себя отождествляет. Отношение к другому человеку  зависит при этом от того, является ли он «своим или «чужим», «дальним».
3.Просоциальный  уровень, включающий в себя  общечеловеческие ориентиры.
Таким образом,  развитие личности связано с развитием познаний этих  уровней. Часто  эти смысловые уровни входят в противоборство между собой. Как раз через такие ситуации и происходит  формирование личностных ценностей.
             Таким  образом, человеческую активность можно подразделить на активность присвоения и активность отдачи. На разных этапах жизни мы  проявляем эти формы активности.  Личностно здоровый человек  приходит к пониманию, что главенствующим уровнем ценностных ориентиров становятся  просоциальные устремления, которые переключают активность на процессы отдачи себя, преобразования мира в пользу других.  Именно такие устремления делают человека  позитивно настроенного на жизнь, в его понимание достижения собственного счастья  прямозависимо от счастья все людей.
 В этом плане следует говорить как бы о смысловом  силовом поле, возникающем вокруг каждого человека, его  деятельности и миропонимания. 
Здесь хотелось бы привести пример жизнедеятельности одной из выдающихся женщин нашей современности, которая смогла соединить все эти уровни в своей жизни очень гармонично  и старалась передать этот великолепный опыт тысячам людей.
Она получила признание как в сердцах многих людей, дав им возможность осуществить свои цели, так и в  высших кругах мира бизнеса и общественных организаций. В 1999 году  Америка выбирала  самую влиятельную деловую женщину 20-го века, и  ею  именно Мери Кэй. Несмотря на все свои  награды, Мэри Кэй была удивительно реальной. « Заботливая и отзывчивая, женщина до самых кончиков своих ногтей». Мэри Кэй признавалась, что гораздо больше, чем финансовая сторона предприятия, ее интересовала проблема человеческих отношений: „ Мой интерес к созданию компании «Мэри Кэй» основывался на том, чтобы предложить женщинам возможности, которых не было больше нигде». В основе карьерного роста лежали неизменные жизненные  ценностей, которые выросли из ее собственных приоритетов: вера, семья, карьера.
Философия «Мэри Кэй» основана на трех простых и прекрасных идеях.
 «Первая и самая главная идея - Золотое Правило. Мы учим наших людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы другие относились к ним. Иногда мы называем это Ду­хом Бескорыстия и выражаем особое признание тем, кто де­монстрирует его выдающимся образом. Это Дух, призываю­щий заботиться о другом человеке. Многие со стороны не верят в то, что подобное отношение действенно, но мы зна­ем, что это так! Наши люди с радостью отдают свое время и знания, не думая о том, что они получат взамен. Второй столп нашей философии - это наша убежден­ность в правильности приоритетов: сначала вера, потом се­мья, затем карьера. Я знаю многих корпоративных руководи­телей, которые считают, что наш список перевернут «с ног на голову». Но мы думаем: человек не может быть профессиона­лом в своем деле, если в его личной жизни не все ладится. Мы вполне довольны занимаемым третьим местом.
Третий основной момент - вера в чудесный потенциал, со­крытый в каждом человеке.
Постоянный успех нашей Компании зависит от трех вы­шеуказанных философских принципов - а не от меня. Имен­но из-за этого я сделала все для того, чтобы каждый в нашей организации знал, насколько твердо я верю в правильность этих аспектов... „Мери Кей Эш (отрывок из книги «Мечты сбываются»)
Она утверждала, что  женщины обладают уникальными способностями  и именно используя такие качества отличающие её от мужчин, как женскую интуицию, чуткость сердца, веру в гармонию, которые приведут женщину и к финансовому успеху и к личному счастью. Мэри Кэй была удивительной женщиной, которая смогла повлиять на жизнь других женщин  своей уникальной концепцией, которая затронула женскую душу так, как никто в бизнесе не делал этого до нее.  Её главной силой была искренняя вера в Бога, о которой она не стесняясь говорила:
«Господу потребовалось много времени, чтобы подготовить меня к делу, которое Он задумал для меня. Годы опыта, проб и ошибок, тяжелого труда и разочарований были не­обходимы для того, чтобы подвести меня к созданию этой Компании.»
Лично я не являюсь консультантом этой фирмы, но меня поразила эта жизненная философия, которая отразила в себе все уровни раскрытия личности и  достижения счастья, как в своей жизни, так и в жизненном   опыте тысяч людей.
Работая с большим количеством людей, как психолог-целитель я знаю, что все они хотят  иметь блага как материальные, так и духовные, не имея  одну из сторон, люди не чувствуют себя полностью счастливыми. И это в принципе нормально, помня о главном, что мы есть Душа, ведь именно она чувствует или нет себя счастливой, мы  должны ценить и этот материальный мир, ведь он тоже создан Творцом именно для нас, а так как мы его дети, то как любящий родитель Он хочет, чтобы мы были счастливы.  Но если мы не научимся понимать устройства этого многослойного Мира, не познаем ценности разных уровней бытия, мы не сможем достичь целостности, а значит и не сможем испытать полноценного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ. А зачем же мы тогда живём? Так будем Счастливы! Так будем учиться быть достойными Личностями!

Популярные сообщения из этого блога

О Нас

12 сценарных посланий/приказаний