Главное о Психодрама


 ПСИХОДРАМА — это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используются как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрываются сцены из жизни субъекта, воспоминания о каких-либо событиях прошлого или его фантазии, сны, состояния, выводя наружу внутренние переживания.

ФОКУС -  на Личности (драма- центрированая на протагонисте), на  группе  - групповая психотерапия(социодрам)

ШКОЛА (подход)- моренианский, моренианско-юнгианский, может быть с примесью фрейдизма, бихевиоризма и т.д. – интегративный подход

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ - В гуманитарной психологии существует постулат о том, что человек понимает свою жизнь сюжетно и последовательно, выстраивая некие сюжетные взаимосвязи между событиями и впечатлениями.Драма, роман, трагедия, миф, притча, задается культурными формами, которые выбраны им как индивидуальная форма самопостижения .
В современном мире  самопостижения и душевные исцеления существуют и продолжают выполнять свою наиважнейшую функцию. Однако для человека, воспитанного на научном понимании мира такую функцию отражения чувств, желаний, мыслей субъекта, вытесненных запретами и восстановления целостности выполняет в настоящее время - психотерапия.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ  Человеческая природа подобна космическим и вселенским законам он есть отображение и частица космической триады: спонтанности, действия и креативности. «Человек существо космическое»

КОРРЕКЦИЯ ОПЫТА ПЕРВИЧНОЙ СЕМЬИ – работа с убеждениями, установками и правилами, усвоенными человеком в родительской семье.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ - соблюдение установленных правил группы для совместной работы, взаимоуважение, принцип не осуждения и взаимоподдежка

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ НАУЧЕНИЕ - развитие гибкости, спонтанности, проигрывание различных вариантов решения той или иной задачи, тренировка различных навыков

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - Структуру личности Морено рассматривает как набор ролей. «Роли не возникаю из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей» - утверждает автор. Взаимоотношения между людьми строятся уже из ролей. Причем в понятии роли Морено описывает различные типы поведения, выявленные в различных сферах жизни.  В теории Морено видно, что любая роль представляет собой межчеловеческий опыт и, что для ее актуализации требуется взаимодействие между людьми. Морено выделяет несколько ролевых категорий. Первичные ролевые категории. Они являются результатом или этапами нормального ролевого развития индивидуума.

1.      Соматические роли – первые в жизни человека. Нельзя сказать, что они являются сугубо соматическими, т.к. выполнение любой физиологической функции у человека всегда сопровождается психическим компонентом. Исполнение соматических ролей является не только залогом выживания организма, но и дальнейшего развития, перехода к другим ролевым уровням .

2.      Психические роли – психические корреляты соматических ролей. Они определяют характер исполнения соматических и социальных ролей.

3.      Социальные роли – это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли.                 Таким образом, социальные роли стереотипны.

4.      Трансцендентные или интегративные роли – в них человек начинает идентифицировать себя со всем человечеством, приходит к общечеловеческому взгляду на мир и иные явления, поэтому часто их называют этическими, религиозно\мистическими  ролями.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ - Процесс формирования личности и социализации - это процесс поэтапного присвоения различных ролей и приобретение опыта благодаря ролевому обучению, т.е расширение ролевых навыков, ролевой гибкости в социальных  контактах.

 ТЕРАПЕВТ - терапевтическая цель  уменьшение симптома, кризисное вмешательство, разрешение конфликта, и / или личностные изменения  Терапевтическое вмешательство - реконструктивное, проясняющее, поддерживающее

СЦЕНА- пространство, где происходит действие той или иной ситуации о которой идёт речь

ОТЫГРЫВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ Можно выделить несколько фаз психодраматичекого процесса: разогрев, действие, проработка, завершение, шеринг.

ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ – в ролевой игре применяются техники: дублирование, зеркало, обмен ролями

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВООБРАЖАЕМОГО -  техника сновидения, шаг в будущее, в прошлое, максимизация, конкретизация, пустой стул

ДЕЙСТВИЕ СПОНТАННОЙ ИГРЫ - человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, Креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

ФУНКЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЛИЦ - роли  играют  люди, психолог или неодушевленные объекты, благодаря вспомогательным лицам или объектам во время разыгрывания сцен, не происходит слипание ролей и существует возможность увидеть ситуацию в объёме.

ИНСАЙТ- проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Также этот термин может использоваться в значении внелогическое прозрение.

КАТАРСИС - очищение, облегчение после сильного чувственного напряжения. Катарсис в психологии понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, посредством их вербализации, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.

КОГНИТИВНЫЙ ИНСАЙТ- высвобождение эмоций, на основе переносов и контрпереносов

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛЕБНЫЕ ВЛИЯНИЯ - суть механизмов исцеления, что позволяет изменять содержание личностных конфликтов, прорывается сквозь механизмы защиты к капсулированным травмам и переживаниям, активизировать процессы личностного развития и созревания.

5 ПРАВИЛ ТРЕНИНГА :   
 1. активное участие                                                        
 2. уважайте время друг друга      
 3.   Я - высказывания                              
4. конфиденциальность                    
5. правило одного голоса












Популярные сообщения из этого блога

О Нас

12 сценарных посланий/приказаний