«Ахетипы сил Судьбы» - работа с образами через аритипы астрологии в соединении с инструментами прсиходрамы .



Работа с образами и творческим потоком открывает широкий потенциал для исследовательской работы, как при самостоятельной, так и при групповой терапии. Именно работа с архетипами даёт такую замечательную возможность. Система образов больше  отражает многообразие жизненных сторон, поэтому она более привлекает к себе и даёт богатую пищу для анализа и нахождения ответов на вопросы.  Архетип по своей сути несёт в себе ролевые проявления, включает их информационную и поведенческую сторону, что всегда  даёт возможность  проявлению творческого  подхода и вариативности личностного восприятия.
     Теория креативности и спонтанности, теория ролей и ролевого развития  составляет основу теоретической  базы психодрамы. На них выстраивается психодраматическая теория личности. Личность выходит из потенциала ролевого проявления. «В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностностных  патологий. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных – к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является  пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте». (П. Горностай)
     Мастерская по астрологическим архетипам была задумана для работы с трансперсональным уровнем ролей, которые в психодраматической классификации относятся к третьей вселенной.  Обращение к этому уровню ролей всегда имеет в себе потенциал выхода и на другие ролевый уровни, которые человек проявляет в практике дня. Но именно работа с архетипами даёт возможность  соприкоснуться с самыми затаёнными уголками бессознательного. Однако это переживание единства с космосом происходит не на бессознательном уровне, а в виде итегративного переживания трансцендентных  ролей.
     Мифологические образы  очень схожи, несмотря на  различие культур, их истории и религиозной направленности.  Однако можно выделить универсальные  прообразы – архетипы, которые с древних времён объединяли человеческое сознание с его духовным происхождением.  Обращение к духовной стороне всегда сопровождалась образным описанием и сравнением.  Используя  астрологическую систему образов, можно многосторонне описать единство внешнего и внутреннего, идей, их смысловых составляющих и форм их проявления. Концентрирование на археологических архетипах было  продиктовано тем, что практически все люди в той или иной степени  знакомы с этими образами, которые, я считаю, являются самыми распространёнными  в социальной культуре общества.  «Астрология формировала свои психологические образы тысячелетиями, на основе опыта многих поколений людей. Более того, это метафизическая система, которая отвечает на философский вопрос о происхождении души и ее форм. Тот глобальный всеохват природы и разума, который предполагает эта система, позволяет выявить естественную историю развития сознания и показать, что изначально представляли собой те архетипы, которые сегодня мы видим во множестве образов души и культуры». (Семира)
     Мы должны понимать, что эти образы задуманы не для обращения к внешнему, поверхностному уму, а к внутреннему сознанию, к сердцу. Осознавание планетарных сил  -  это вид «космического общения»,  в первую очередь через знания легенд, символов, в которые вложено мудрость веков, что  открывает доступ к общению  на языке души.  Психическая  Сила планеты — это архетип для ума, с которым нужно взаимодействовать для понимания и себя, и окружающих. Например, многие планетарные верховные существа соответствуют различным образам Божественных Отца и Матери — вероятно, двух самых главных архетипов жизни.
     На мастерской через психодраматические  расстановки  мы рассмотрели  аспекты жизни, за которые отвечает каждый архетип  планет.  Они проявляются через типы поведения людей, что воспроизводит  картину возможного влияния  планет и звёзд при рождении ребёнка, то есть мистерию гороскопа человека. Всё это удалось проиграть через постановку  авторской «Вселенской сказки», которая была написана на основе изучения притч ведической астрологии. Таким образом, это помогает  увидеть архетипические образы сил, которые есть  как в характере каждого человека, так и в различных областях жизни, за которые отвечает данный архетип планеты.
«Вселенская Сказка»
      Эта история произошла давным-давно, столько времени назад, что  даже трудно сказать когда. Один великий и абсолютный создатель ОМ  решил как-то сотворить вселенную.   Его творение  началось с проявления двух великих сил Инь и Ян, то есть женской и мужской. Затем он создал ещё три всепроникающие Энергии, вернее, три  Состояния проявления любых сил во вселенной:  Силу Гармонии (или  благости)   Силу  Активности (или страсти)                    Силу Инертности (или невежества). 
      Ещё через некоторое время  он проявил  5 первоэлементов и основные архетипы сил, энергии которых  несли Созвездия и Планеты. Наконец, время пришло для создания Царства - вселенского Государства. Трон в этом Царстве-государстве принадлежал Царю-Солнцу и Царице-Луне, в их распоряжении были 12 Созвездий Зодиака, однако Солнце любил находиться во Льве, а Луна в Созвездии Рака. Царь - Солнце был высок, статен, его волосы отливали золотом, он любил носить одежды всех оттенков солнца.  Как царь он обладал прекрасными качествами истинного лидера и организатора, излучал уверенность, поддерживал духовные ценности, дарил радость, правда, порой в порывах страсти он был слишком критичным. А иногда, когда на него влияла Сила Инертности, он  становился жёстким  в руководстве. На его характер хорошо влияла его жена – прекрасная Луна. О том, насколько она мила и хороша собой, ходили легенды. У неё был  добрый , умиротворяющий характер. В состоянии благости Луна проявляла рассудительность, чувствительность её ума успокаивала  окружающих, она дарила заботу и создавала условия для роста всего живого. Это происходило потому, что она  управляла  стихией Воды, любила белые и голубые одежды. Но Луна отличалась переменчивостью характера, периодически её настроение убывало, как убывает луна на небе.  Такое её умонастроение отражалось на всех проживающих в этом Царстве-государстве.
 Так и  жили Царь с Царицей, один старался дарить радость и оптимизм, другая  умиротворять и вдохновлять к росту.  Они были чудесными, заботливыми Управителями.  Зная о прекрасном и творческом подходе в управлении Царством, удальцу  Меркурию пришла идея попросить у царя с царицей Дар, дающий ему новые возможности для развития. С этой идеей и пришёл предприимчивый Меркурий во дворец, одетый в свои любимые зелёные одежды. И попросил он во владение пару созвездий Зодиака. Солнце и Луна знали, что Меркурий имеет такие качества характера, как сообразительность, способность быстро создавать связи и заключать выгодные сделки. Он имел пытливый ум, одинаково увлекался и наукой, и игрой.  Меркурий был весел и виртуозно владел юмором. Правда иногда, когда он впадал в страсть и невежество,  плутовство и поверхностность  проявлялись у него. Принимая его таким, какой он есть, и, желая ему дальнейшего развития, Царь с Царицей подарили ему  Созвездия Близнецы и Дева, потому что они  лучше всего  соответствовали  его  характеру.  Меркурий  мог бы стать им хорошим Управителем.
     Обрадованный совершённой сделкой   Меркурий  рассказал эту новость своей подружке Венере. Так как её привлекало всё новое и интересное, и сила её творчества искала новую сцену для проявления, она загорелась этой идеей.  Надев свои лучшие  наряды, украсив себя разноцветными камнями, она элегантно прибыла  во дворец.  Царю с Царицей всегда нравилась Венера, потому что она в своём гармоничном состоянии  проявляла  эстетичность и артистичность, была талантлива в искусствах, славилась  умением  создавать домашний комфорт и уют. Верная в любви, умеющая сопереживать и сочувствовать, она могла расположить к себе кого угодно. Но Венера не всегда была в хорошем настроении, в страсти сила её желания преобладали над здравым смыслом, а в инертности она погружалась в наслаждения. Легко убедив Солнце и Луну в своих прекрасных побуждениях, она  была торжественно назначена Управительницей  Созвездий  Тельца и Весов.    Счастливая и сияющая всеми цветами радуги Венера, покинув дворец, направилась  поделиться впечатлением  в гости к мужественному Марсу.
      Марс был восхищён благородством Царя и Царицы и, облачившись в красный мундир, отправился  во дворец.  Его целеустремлённость  и твёрдость намерений покорили сердце Солнца и Луны.  Они подарили ему Созвездие Овна и Скорпиона. Марс в благости проявлял себя как смелый, благородный воин, умеющий вести за собой, действовать стратегически. В страсти он не всегда умел во время остановиться, так как очень любил побеждать. В невежестве даже мог и похулиганить, но это не помешало Царю с Царицей поверить в его убедительный дух новых  побед на пути совершенствования. С чувством полной благодарности он поделился этой новостью со своим духовным учителем  Юпитером.
     Юпитер в величественных жёлтых одеждах пришёл во дворец. Правители были обрадованы его посещением, ведь он приносил всегда с собой свет знаний и благочестия. Юпитер владеет силой убеждения, он добр, щедр и заботлив. Поддерживает духовный порядок  и религиозные традиции. В страсти и инерции он  бывает зациклен на одной идеи и не может выйти за её границы. Зная и почитая высшие его проявления, такие как нравственность и благочестие, Солнце и Луна наградили его  Созвездиями  Стрельца и Рыбы. Приняв этот  высокий подарок, Юпитер  отправился осматривать свои владения и  в отдалённой уголке  Царства встретил старца Сатурна.  
     Сатурн вёл аскетичный, малообщительный образ жизни. Он славился большой мудростью, знанием и силой поддерживать закон и порядок, управлением временем. К нему обращались за пониманием смысла: «Что?» и «Во  имя чего?».  Сатурн  имеет способность к долгим размышлениям и учит истинному  служению. Но когда он впадал в другие вибрации, то мог подолгу быть отрешённым и  молчаливым, быть суровым и жёстким. Когда он пришёл во дворец, то Царь-Солнце и Царица-Луна   выразили ему глубокое почтение. И подарили ему Созвездия Козерог  и Водолей. Они находились  прямо напротив  царских созвездий Льва и Рака, что придавало государству особенную силу.
      Всё в этом царстве государстве шло благополучно, все функции и обязанности были распределены. Хотя  Царь с Царицей были светоносными личностями, они иногда  между собой  ссорились. Эти разногласия  скапливались  и  проявлялись  как их Тени. Со временем  эти Тени набрали силу, самостоятельность и сформировались в отдельные планеты Раху и Кету.  Они обладали особенностью Тени, то есть были не видны, не явны, но их присутствие каждый ощущал на себе. Когда Раху приближался,  то качества этой планеты расширялись. Если это были благостные качества, то это было прекрасно, а преувеличенные качества в  страсти и невежестве  приводили  к искажённым результатам.   Кету своим приближением давал наоборот сужение любых проявлений планеты, что влекло новые сложности и перекосы.  Приближаясь и взаимодействуя, они, таким образом, проявляли у всех планет их несовершенства, открывая новые стороны для роста и развития. Но благодаря движению этих Теней по Царству стало возможно создание материальной природы для человека. Высший творец ОМ  создал Землю и поместил её в центр это Царства. Со временем  на Земле  появились люди, и на них, конечно же, действовали все Законы этого государства.  Силы всех 12 Созвездий и 9 Планет влияли на них и, тем самым, способствовали проявлению разных сторон Души Человека. С тех пор прошло много миллионов лет, сложилось много историй, возникло много сказок и легенд. Истина крупицами рассеяна в этом мире, и люди, собирая эти крупицы, становятся мудрее и радостнее, понимая как творить, свершать и управлять своей   Судьбой.
     Вслед за   разыгрыванием  сказки было поставлено несколько виньеток,  где протагонист  выбирал  архетип планеты, проявление которой отражало его  запрос.  В ролевом  диалоге конкретизировалась проблема, её проявление и затем из роли  архетипа  планеты давался  ресурс.
     Пример: Одна из участниц мастерской обратилась с запросом поговорить с Луной. Этот архетип  отвечает за чувствительность и полярность ума, рост, помощь, заботу, стремление привнести идею в материю. Это символ материнства, проявление женской энергии. Протагонистка обратилась к этому архетипу с тем, чтобы разобраться с энергией получения и отдавания «заботы и душевного тепла». 
 Через обмен ролей  было выяснено, что такого контакта ей не хватает в общении с людьми, однако,  и ей самой эту энергию проявлять не просто.  Из роли Луны она сказала, что «ты ждёшь от людей то, что давала тебе твоя мама. А так как сейчас мамы нет, ты эту энергию хочешь получить от окружающих, но это не возможно, потому что маму никто не заменит".      Из своей роли она согласилась  с этим, и, кроме того, осознала свою боль  в связи с потерей   мамы некоторое время  назад. Участница поняла, что нехватку материнской заботы и общения восполняет ожиданием и поиском такого внимания к ней  в проявлении  других людей.      
  Но окружающие не  так близки, как мама, и  дать уровень  «тёплого и родного» контакта  просто не могут. Претензия была усвоена и поэтому растворилась сама по себе, однако была проявлена другая тема, которая стоит  внимания и проработки. Как ресурс Луна послала ей  энергию материнской любви, успокоения и принятия. Протагонистка  осознала, что необходимо сконцентрировать внимание на том, как она сама даёт и выражает «женские» энергии по отношению к  другим людям.
     Через понимание архетипа  планеты и  проигрывание подобной  роли, в какой-либо  стороне жизни мы можем быстро диагностировать проблему, а затем  работать  над желаемым проявлением нужного нам качества.    Человек приходит в этот мир для раскрытия понимания своей Души, получения важного для нее опыта. Раскрытие Души предполагает  развитие определенных качеств, расширение своего видения и понимания происходящего.  Знаменитый астролог Дэвид Фроули писал: «Каждая планета представляет некий архетип, который мы должны внутренне усвоить. Они представляют определенный аспект психики, который мы должны осознать и относиться к нему с уважением. Планеты символизируют определенный этап в духовном развитии и особый подход к самосовершенствованию».   
  В шеренге участниками группы было  озвучено  много впечатлений. Им понравилось, как интересно и  быстро можно классифицировать род проблем, и находить пути их гармонизации через эту структуру архетипов.
Применять астрологические  архетипы в психологической работе начал Карл Юнг, он на протяжении своей жизни использовал этот инструмент для работы с глубинными уровнями психики человека. Юнг рассматривал знаки зодиака и планеты  как символы архетипических процессов, берущих начало в коллективном подсознании. «Есть множество примеров поразительных аналогий между астрологическими констелляциями и психологическими явлениями или между гороскопом и характерологическими склонностями», — писал Юнг (1976).   Проведённая исследовательская деятельность Юнга, а так же его труды над  мифами и символами оказали большое влияние и на многих астрологов и психологов 20-го века.              Одним из  достойных последователей  соединения астрологии и психологии был Дейн Радьяр, который в 1969 году  основал Международный комитет по гуманистической астрологии.           Он так же сосредотачивал внимание на том, что астрология является методикой понимания человеческой природы и рассматривал планеты как символы человеческих функций. Во многих отношениях гуманистическая астрология представляет собой истинный прогресс в теории гуманистической психологии. Она  представляет ценность астрологии не как предсказательной системы, а как её способности открывать высшие качества сил, таящихся в глубине каждого человеческого существа.  «Фокус внимания в гуманистической астрологии лежит внутри, а не снаружи, и интерпретации происходят с точки зрения личного роста и самореализации. Проще говоря, цель заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать потенциал, воплощенный в гороскопе.»( Джеймс Льюис)  Подводя итог хочется поделиться эмоциональным восторгом с одной стороны и практичностью астрологических образов с другой стороны, которые давали мне и надеюсь помогут многим  открыть удивительный внутренний мир  себя и понять индивидуальность и многообразие психической природы людей.
Литература
1.Авторский сайт Елены Штоль: «Ведическая астрология» http://anelstoll.blogspot.de 2.Горностай П. Психологические теории и концепции личности. Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001.           
3.Джеймс  Льюис . Астрологическая энциклопедия.Ростов-на- Дону: Фениск1998                        4. Семира. Архитипы Юнга и Астромифология. послесловие к переводам К.Г.Юнга из книги «Алхимия снов» СПб/Тимоти, 1997 
 5. Фроули Д. Астрология провидцев.М.:Саттва,2003.

Популярные сообщения из этого блога

О Нас

12 сценарных посланий/приказаний